У ребёнка стресс. Что делать родителям?

У ребёнка стресс. Что делать родителям?

10 ШАГОВ ЧЕРЕЗ СТРЕСС

Что можно сделать родителям, чтобы уменьшить последствия стресса у детей. Просто знать это — мало, польза будет от  действий. 

Я почерпнула эти идеи из лекции Ирины Маценко «Как помочь ребёнку пережить стрессовое событие». Как водится, примеряла на себя. С некоторыми шагами соглашалась на сто процентов, с другими — на двести.  

Выбрать такую длинную дорожку или какую другую — ваше несомненное право. Если захотите, пишите — обсудим. 

Как помочь детям пережить стресс

 1 шаг. Посмотрите на цель. 

Как вы поймёте, что помогли?   Игривый, спокойный и чувствующий ребёнок — это признаки психологической устойчивости. 

Возможно, ваш ребёнок именно такой, а значит, все в порядке, и вам не обязательно читать дальше эту длиннющую статью, если только вы не захотите сверить свои способы достижения результата с теми, что предлагают психологи, работающие в русле теории привязанности. 

2 шаг. Узнайте, что мешает пережить стресс.

Препятствие — типичная реакция на стресс:

▪️Беспокойство (все системы организма находятся в авральном режиме работы, включая систему сенсорной фильтрации, систему оповещения о тревоге, систему внимания, эндокринную систему и автономную нервную систему). 

▪️Много ситуативных сильных эмоций (например, страх заразиться). 

▪️Меньше чувств (например, «обычно я радуюсь, когда мы вместе играем, а сейчас боюсь заразиться», то есть вместо спокойной радости и воодушевления — ситуативный страх). 

▪️Меньше игры (игривость является непозволительной роскошью). 

3 шаг. Обеспечьте условия, чтобы ребёнок прожил стресс без особых последствий.

Помогите ему  ИСПЫТЫВАТЬ ЧУВСТВА, которые позволяют восстанавливаться:

▪️чувство грусти при столкновении с тем, что невозможно изменить (дайте себе и ребёнку право погрустить). 

▪️чувство безопасности — жизненная потребность. Оно поможет заживить душевные раны и не чувствовать себя один на один с угрозой. 

▪️ чувство силы дает уверенность перед лицом невзгод и лишений. Поищите пожалуйста, что вам даёт эту уверенность. Поделитесь с ребёнком уверенностью, что вы взрослый, вы сильный, вы — для него. 

Хорошая новость: эмоциональное восстановление АВТОМАТИЧЕСКИ приходит за эмоциональным спадом! 

4 шаг. Попробуйте принять парадоксальную идею. 

Для возвращения к психологической устойчивости ТРЕБУЮТСЯ чувства грусти и разочарования. 

5 шаг. Подумайте, за что мы цепляемся, чтобы не грустить и не разочаровываться. Это наши ошибки:

▪️Сохранять привычный взгляд на вещи. 

▪️Учиться «правильно» мыслить и быть позитивным. 

▪️Гнаться за счастьем. 

▪️Сопротивляться эмоциональному «спаду». 

▪️Обучаться навыкам «психологической устойчивости». 

▪️Стремиться к спокойствию и безмятежности. 

6 шаг. Узнайте, почему мы ошибаемся. Это привычка

Некоторые эмоции мы привыкли принимать легко и называем их «позитивными»: 

вдохновленный, благодарный, полный надежд, оптимистичный, спокойный, отзывчивый, любящий, заботливый, восхищенный, приятный, счастливый… 

Другие эмоции  принимать трудно, они для нас «негативные»: 

критичный, огорченный, тревожный, сопротивляющийся, пессимистичный, опустошённый, унылый, разочарованный, раздражённый, разгневанный, несогласный, не принимающий, ворчливый, сердитый, грустный, ненавидящий.

7 шаг. Поймите, почему вы боитесь слёз и грусти.

▪️Слёзы могут восприниматься как признак того, что человек сдаётся или опускает руки. 

▪️Слёзы часто ассоциируются с беспомощностью и сломленность. 

▪️Слёзы ошибочно связывают с депрессией и отчаянием. 

▪️В культурах, ценящих твёрдость, слёзы являются индикатором слабости и хрупкости. 

▪️Плакать может быть небезопасно: за слёзы часто стыдят. 

▪️ Те, кто защищен от своих слез, скорее всего будут набрасываться на других за их слёзы. 

8 шаг. Откройте для себя один из законов практической психологии:

Для исцеления и восстановления не важно докопаться до причин стресса. Главное — сосредоточить внимание на СПОСОБНОСТИ ВОЗВРАЩАТЬСЯ к психологической устойчивости. Этому поможет ПРОЖИВАНИЕ эмоционального спада.

9 шаг. Помогите ребёнку пережить эмоциональный спад внутри ваших надежных отношений:

▪️Утешайте, когда он грустит. 

▪️Поддерживайте его и будьте рядом.

▪️Говорите:

  • мы справимся… 
  • я тебе помогу… 
  • всё под контролем… 
  • я знаю что делать… 

▪️Принимайте любые его чувства. 

▪️Помогайте выражать их и проговаривать. 

▪️Отвечайте на любые вопросы без осуждения, восприятия их как проблемы, скептицизма, отрицания, сравнения с другими. 

▪️Избегайте уговоров с помощью логики. 

▪️Не давайте советов. 

▪️Подавите искушение преподать урок. 

▪️Не делайте ребенка ответственным за ваши чувства и реакции. 

▪️Показывайте перспективу после выхода «негативных» чувств. 

10 шаг. Позвольте ребёнку пережить эмоциональный спад в игре.

Истинная игра:

▪️Не работа на результат. 

▪️Не взаправду. 

▪️Дарит свободу самовыражения, поэтому ребёнок чувствует свободу и безопасность в игре. 

Целительная сила игры:

▪️Способна смягчить психологические защиты и помочь вернуть застрявшие слёзы. 

▪️Обеспечивает безопасность от последствий эмоционального  проявления эмоций. 

▪️Приводит эмоции в движение, что необходимо для исцеления и восстановления.

▪️Заряжает ощущением ведущей роли и могущества. 

▪️Спонтанное проигрывание обеспечивает эмоциональную разрядку, избавление от напряжения и возврат нервной системы в исходное состояние. 

***

Многие взрослые поступают так интуитивно. А как у вас? Поддерживаете ли вы психологическую устойчивость ребенка с помощью ваших надежных отношений и истинной игры?

У ребёнка стресс. Что делать родителям?: 1 комментарий

  1. Помните, что у ребенка еще не сформировались способы совладания со стрессом. Он справляется с трудностями так, как может, а не так, как правильно. Ваша реакция во многом определяет, как будет реагировать на событие ребенок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide me
Sign up below to join my eNewsletter
Show me