Ваши игры помогут моему ребенку стать  спокойным/смелым/лидером…?

— Я не хочу/не могу с ним играть, может хоть в группе он научится играть правильно!

— Какую пользу мой малыш получит от групповой игротерапии? 

— С нашей проблемой в саду можно справиться с помощью игротерапевтической группы? Он перестанет обижать других ребят и научится дружить ?

— Нам через два года в школу, а он все играет и играет. На танцы не хочет, на шахматы с истерикой, не хочет делать домашние задания с «подготовки»! Нам рекомендовали обратиться к вам и походить на групповые занятия….

(Мамы и папы на первой встрече с игротерапевтом).

 

Да, дорогие взрослые, недирективная игровая терапия в группе сверстников решает многие задачи! Как же так получается?

  • Во-первых, игротерапевтическая группа — это продолжение реальной жизни вашего ребенка. Здесь не будет ничего специального, волшебного или развлекательного…. если только ваш малыш не захочет поиграть в волшебство!

Большая комната с игрушками, ух ты! Тут и вода есть и песок! Сколько игрушек! Вон несколько ребят… Ладно, сейчас игрушки рассмотрю, потом познакомимся… А есть еще добрая женщина, немного не похожая на других взрослых… звучит она как-то странно… Кажется, ей не все равно, что мы делаем и как играем. Ей даже играть нравится, оказывается, так бывает?!… И — о чудо! — здесь все можно! Ура! Вперед!!!”

Примерно такие мысли проносятся в головках наших ребят. Они пришли впервые, всё вновь, ничего неизвестно, но обстановка располагает к тому, чтобы открыться и выразить себя в полной мере))

— Какой трактор! — радостно восклицает Сережа и берет игрушку с полки.

— Вау! Классная техника! — тут как тут оказывается Саша и выхватывает новенький трактор из рук Сережи, который был не готов к такому повороту. Он беспомощно оглядывается и видно, что готов вот-вот расплакаться….

— О, ребята, похоже вы оба хотите играть с трактором. Сережа, ты уже начал играть, и тебе обидно, что Саша выхватил игрушку. Ты можешь ему сказать об этом. Саша, тебе так понравилась игрушка, что нет терпения подождать, — говорю я.

Дальше ситуация может развиваться по нескольким сценариям. Сережа может махнуть рукой и взять другую игрушку, Саша проигнорирует мои слова и станет радостно рычать мотором в песочнице. Или Сережа скажет, что ему обидно и попросит отдать трактор, а Саша разозлится и отбросит игрушку в угол. Сережа может ухватить трактор и начнется перетягивание трактора или беготня по кабинету с целью отнять и победить. В таких случаях бывают слезы или злость, отчаяние или напускное равнодушие, и еще много разных реакций.

Знакомая история? Такое случается на любой детской площадке, не так ли?

И как часто это бывает, все дело не в игрушке, а в способах установления контакта с другим человеком. И это уже задача игрового терапевта на занятии (или родителя в жизни) — научить детей конструктивному общению.

Я терпеливо объясняю детям, что происходит, какие чувства испытывают партнеры по игре. Строю “мостики” между ними: предлагаю детям говорить о своих желаниях, чувствах и намерениях. Если случаются попытки атаковать физически, ввожу особые ограничения, чтобы каждый участник чувствовал себя в безопасности…

Каждый ребенок, приходящий в игротерапевтическую группу, приносит собственные стратегии поведения и навыки взаимодействия в обществе.

Частенько это проявляется в повышенной чувствительности к происходящему: ранимость, робкость, нерешительность или наоборот, драчливость, конфликтность, обидчивость и т.п.

Дети в группе ведут себя свободно, так же, как в школе, в детском саду и дома.

Благодаря этому,  в совместной игре со сверстниками мгновенно проявляются все те проблемы, которые волнуют родителей и педагогов.

  • Во-вторых, психолог в группе не диктует детям, во что и как им играть. Задача игротерапевта — не направлять игру детей, не учить играть правильно, а создавать особую атмосферу для общения!  

Это атмосфера принятия, в которой взрослый помогает детям понять чувства, желания и намерения друг друга.

Игротерапевт обращает внимание на тонкие связи во время игры, на то, о чем может говорить поведение сверстников.

Также психолог помогает сберечь щадящую обстановку, когда участники отваживаются на выражение чувств. Как вы догадываетесь, это бывает непросто, ведь в группе обязательно случаются конфликты из-за игрушек, конкуренция за внимание взрослого, обиды, нарушения договоренностей и чужих границ…

 

  • В-третьих, психолог использует особые игротерапевтические методы во время встречи.

Отражая действия, намерения и чувства ребят,  мы показываем им, насколько ценно то, что их увлекает и  способствуем развитию осознанности и самоценности.

Используя поддержку вместо оценки мы развиваем самостоятельность ребенка и уверенность в собственных силах.

Вводя ограничения, учим детей соблюдать правила и принимать реальность.

Взрослый не ведёт игру, но собственным примером отношения к тем или иным событиям в игровой комнате показывает конструктивные способы договариваться, мириться, выражать себя и учитывать интересы других людей.

Дети чутко реагируют на непривычное поведение игротерапевта!

Для большинства из них оказывается открытием, что можно чувствовать себя свободно, радостно, активно или просто сидеть в сторонке, занимаясь своей игрой и молча посматривая на происходящее. А взрослый при этом не ругает, не командует, не поучает, не навязывает свои занятия, не торопит и не подбадривает фальшивыми обещаниями, что, мол, все у тебя получится!

На собственном опыте в игротерапевической группе дети учатся самостоятельно действовать, испытывать самоуважение и отвечать за свои поступки, обретают веру в себя, в свои силы и способность управлять собой.

Вслед за авторитетным игровым психотерапевтом Гарри Лэндретом мы говорим родителям: «Жизнь — слишком сложна для того, чтобы можно было понять ее при помощи диагнозов или управлять ею посредством рецептов роста. Кроме того, ребенок лучше всех знает, на чем следует сосредоточиться в игровой комнате. Как может ребенок научиться управлять своими поступками, если кто-то управляет даже его игрой?»

Если у вас появился вопрос, мнение, комментарий, можете написать мне, заполнив форму ниже: