Позитивная Я-концепция ребенка — что это?

Позитивная Я-концепция ребенка — что это?

 

Позитивная Я-концепция ребенка — что это?

На консультациях с родителями я часто обсуждаю, как будет проходить игровая терапия, как мы узнаем, что все идет хорошо и в итоге получим ожидаемый результат. На что именно мы ориентируемся, когда ребенок находится в процессе игровой терапии. Таких ориентировочных точек несколько. А сегодня поговорим о Я-концепции.

 

  • Что делает эту концепцию позитивной?
  • А почему она бывает негативной?

Попробуем разобраться вместе? Наливаем чашку чая, садимся поудобнее и читаем. Если в конце останутся вопросы, можете задать их в комментариях ниже.

 

Итак, игровой терапевт в своей работе опирается на теорию центрации на ребенке. Эта теория берет начало в клиентоцентрированной терапии Карла Роджерса.

 

Мы рассматриваем личность, как единство организма(сам человек), его феноменального поля и Я (К. Роджерс).

 

Я-концепция вырастает из взаимодействия ребенка с самыми близкими людьми — родителями. Как они оценивают, воспринимают своего малыша, его эмоциональную и поведенческую активность, какими глазами смотрят на него, таким и становится представление ребенка о себе.

 

Они реагируют: хвалят, умиляются, сердятся, порицают, наказывают. И эта их реакция постепенно присваивается ребенком, и в результате формируется Я-концепция. Это представление о себе.

 

Малыш не рождается с готовой Я-концепцией, но с первых минут жизни эта важная составляющая личности начинает развиваться: сначала через телесные ощущения, затем через эмоциональное взаимодействие с мамой и папой, а потом — в связи с расширением социальных контактов — через столкновение с оценками других людей, сверстников, педагогов, коллег…

 

Формирование Я-концепции —очень сложный процесс.

Карл Роджерс говорит об этом так:

 

“Было бы крайне неверно предполагать, что деятельность организма плавно разворачивается в сторону самоукрепления и роста. Возможно, правильнее было бы сказать, что организм движется к самоукреплению и росту через муки и борьбу. Весь этот процесс можно символически проиллюстрировать на примере ребенка, который учится ходить. Первые шаги сопряжены с борьбой и как правило мучительны. В большинстве случаев очевидно, что непосредственная награда в виде первых шагов несоизмерима с болью от падений и ушибов. Боль заставляет дитя на некоторое время вернуться к ползанию. Однако у подавляющего числа индивидов нацеленность на развитие оказывается сильнее комфортности инфантильного состояния. Ребенок движется к самоактуализации, несмотря на мучительность связанного с этим опыта. Точно так же он движется к самостоятельности, ответственности, самоуправляемости, социализации, несмотря на болезненные ощущения, часто подстерегающие его на этом пути.”

 

Согласно Роджерсу даже у младенцев существует процесс прямого оценивания на уровне организма, начиная с таких простых переживаний, как:

  • “это не вкусно”,
  • “мне это не нравится”.

 

Такое оценивание является началом естественного и непрерывного процесса в котором дети позитивно оценивают переживания, усиливающие Я.

 

По мере развития дети контактируют с родителями и другими взрослыми. Отношение этих людей влияет на формирование детской самооценки. Случается, чтобы сохранить позитивную Я-концепцию, ребёнок искажает опыт общения со взрослыми. Он отказывается признавать удовлетворительными отношения с другими людьми.

 

Например, возникают проблемы с выражением гнева. Ребенок усваивает, что гневаться — плохо. Он — плохой, когда гневается. Плохим он быть не хочет и борется “до последнего патрона”, чтобы доказать, что он хороший. Если бы только мудрый взрослый показал ему, что гнев может быть сигналом нарушения границ, источником энергии и способом избавиться от внутреннего напряжения. Но нет, начинается борьба и противостояние. Отношения разрушаются.

 

В групповой игровой терапии психолог рассматривает ребенка, как позитивную и развивающуюся личность. При этом ребёнок получает оценку со стороны группы в условиях дозволенности и принятия.

Роджерс выдвинул гипотезу о том, что Я растёт и изменяется в результате непрерывного взаимодействия с феноменальным полем. В процессе групповой игровой терапии феноменальным полем является сама группа.

 

Другие дети и психолог создают благоприятный климат для личностного роста каждого участника.  Взаимодействие ребенка с группой облегчает ему построение позитивной Я-концепции.

 

Роджерс описывает структуру представления о самом себе таким образом:

 

  1. Восприятие собственных характеристик, способностей, ощущений.
  2. Осознавание себя в отношениях с другими и со средой.
  3. Оценка своих переживаний, отношений, других людей.
  4. Цели и идеалы, которым приписывается положительная или отрицательная заряженность.

 

Все это свидетельствует о том, что поведение ребенка сопряжено с его Я-концепцией.

 

Вышеперечисленные постулаты Карла Роджерса о личности и поведении являются ключом к пониманию клиентоцентрированного подхода к терапии. Он предлагает рассматривать каждого ребёнка следующим образом:

 

  • ребёнок лучше всех определяет собственную реальность;
  • ребенок ведет себя как организованное целое;
  • ребёнок стремится к усилению собственного Я;
  • ребёнок ориентирован на достижение цели для удовлетворения своих потребностей;
  • в своём поведении ребёнок руководствуется эмоциональным, нерациональным началом;
  • ребёнок способен к осознанию собственного Я;
  • ребёнок умеет ценить себя;
  • ребёнок заинтересован в сохранении и позитивной Я-концепции;
  • ребёнок ведёт себя в соответствии с той Я-концепцией, которая у него сформирована;
  • ребёнок не умеет вести себя вразрез собственной Я-концепции;
  • ребенок демонстрирует психологическую свободу или напряжённость в зависимости от того, какие переживания он включает в Я-концепцию;
  • ребёнок отвечает на угрозу ригидным поведением;
  • ребенок допускает в сознание переживания, не соответствующие его Я-концепции, если Я ничего не угрожает;
  • если Я ребенка ничего не угрожает, он лучше понимает других;
  • если Я-концепция хорошо интегрирована, ребёнок продвигается от ценностей защищающих Я, к ценностям, укрепляющим Я.

Таким образом, одна из наших задач в игровой терапии — исследовать Я-концепцию ребенка.

Если у него сформировано негативное представление о себе и мире вокруг, мы концентрируемся на формировании позитивной Я-концепции.

 

Это и станет темой разговора на промежуточных консультациях с родителями, пока ребенок получает игротерапию. С родителями мы обсуждаем новые проявления в поведении ребенка, наглядно демонстрирующие нам изменение Я-концепции в позитивную сторону. Это становится одним из показателей эффективности нашей работы.

Продолжение разговора о самовосприятии ребенка, зависимости его поведения от самоощущения и самооценки читайте в следующей статье!

Если у вас возникли вопросы, вы можете оставить свои комментарии ниже!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide me
Sign up below to join my eNewsletter
Show me