Зачем мальчику кукла, а девочке автомат?
Представьте, что ваш пятилетний сын часто играет с куклами или «в домик», лучше ладит с девочками, чем с мальчиками, а дочь предпочитает машинки, пистолеты и бой на мечах.
Вы начинаете волноваться или для вас это обычная ситуация и никаких проблем?
Мы, детские психологи, регулярно обсуждаем эту тему с родителями:
- Я неправильно его воспитываю и мой мальчик станет неженкой? Как воспитать настоящего мужчину, если мы в разводе с его отцом?
- А если выросшую дочь с таким боевым характером не возьмут замуж?
- Наверное, нужны специальные игры и игрушки, мальчикам — только мальчиковые, а девочкам — девочковые?
Традиционно считается, что для воспитания мужественности и женственности детям разного пола нужны отличные друг от друга подходы, прямо противоположные игрушки и игры.
У игровых терапевтов другой взгляд на эту проблему. Я бы сказала — исследовательский, пытливый. Мы изучаем игру на разных уровнях и со всех возможных точек зрения. «Игра — еще тот слоёный пирог!» — говорят наши наставники.
Прежде всего потому, что психолог обращает внимание не столько на выбор игрушки, сколько на то, КАК ребёнок играет:
- какой сюжет разыгрывает,
- насколько острый конфликт отражается в сюжете,
- какие роли отдаются мужским и женским фигурам,
- что чувствует сам игрок,
- какие функции в своей игре ребёнок предлагает нам, взрослым,
- чем заканчивается игра, и т.д и т.п.
В каждом отдельном случае мы анализируем то, что важно для этого конкретного ребёнка:
- индивидуальную семейную историю,
- динамику — как меняется игра от занятия к занятию,
- конфликтность нарастает или идет на спад,
- игра стала спокойной и творческой или как будто образовался затор и развития нет.
Также психологи знают, насколько целительно и мальчикам и девочкам научиться обходиться со сложными чувствами. Если у ребёнка непростая ситуация в жизни, то его потребность в выражении гнева проявляется примерно одинаково и у мальчиков и у девочек: кричать, бить боксерскую грушу, сражаться с драконами и злыми силами, объявлять войну!
Все это в игре ценно, т.к помогает взрослым узнать ребёнка. Становится ясно, что с ним происходит, о чем он беспокоится, что хочет понять, как предпочитает действовать и справляться с трудностями.
И тогда куклы в руках мальчика превращаются в членов реальной семьи и делают возможным непосредственное выражение чувства: в игре проявятся гнев, страх, соперничество между братьями и сестрами, кризисы и семейные конфликты.
А машинки в руках упрямой, тревожной, застенчивой и замкнутой девочки, наоборот, помогают скрывать чувства и играть в неопределенную игру, пока она не почувствует достаточно доверия, чтобы выбрать такие игровые средства, которые помогут ей выразить свои чувства более полно и открыто.
Машина помогает девочке двигаться по комнате и исследовать ее. А еще это безопасный способ приблизиться к терапевту, узнать, «что такое терапевт», когда ребенок находится в физической близости к нему.
——
Выходит, мы должны (а может быть даже обязаны) предоставить и мальчикам и девочкам все возможные игрушки, не разделяя их по гендерной принадлежности.
Кажется, этот тезис до сих пор остаётся спорным. Интересно, а какой точки зрения придерживаетесь вы?