Зачем мальчику кукла, а девочке автомат?

Зачем мальчику кукла, а девочке автомат?

Представьте,  что ваш пятилетний сын часто играет с куклами или «в домик», лучше ладит с девочками,  чем с мальчиками, а дочь предпочитает машинки, пистолеты и бой на мечах.

 

Вы начинаете волноваться или для вас это обычная ситуация и никаких проблем?

 

Мы, детские психологи, регулярно обсуждаем эту тему с  родителями:

 

  • Я неправильно его воспитываю и  мой мальчик станет неженкой? Как воспитать настоящего мужчину,  если мы в разводе с его отцом? 

 

  • А если выросшую дочь с таким боевым характером не возьмут замуж?

 

  • Наверное,  нужны специальные игры и игрушки,  мальчикам — только мальчиковые, а девочкам — девочковые?

 

Традиционно считается, что для воспитания мужественности и женственности детям разного пола нужны отличные друг  от друга подходы, прямо противоположные игрушки и игры.

 

У игровых  терапевтов другой взгляд на эту проблему. Я бы сказала — исследовательский, пытливый. Мы изучаем игру на разных уровнях и со всех возможных точек зрения.  «Игра — еще тот слоёный пирог!» — говорят наши наставники.

 

Прежде всего потому,  что психолог обращает внимание не столько на выбор игрушки, сколько на то, КАК ребёнок играет:

 

  • какой сюжет разыгрывает, 
  • насколько острый конфликт отражается в сюжете,  
  • какие роли отдаются мужским и женским фигурам, 
  • что чувствует сам игрок, 
  • какие функции в своей игре ребёнок предлагает нам, взрослым,
  • чем заканчивается игра, и т.д и т.п.

 

В каждом отдельном случае мы анализируем то, что важно  для этого конкретного ребёнка:  

 

  • индивидуальную семейную историю, 
  • динамику — как меняется игра от занятия к занятию, 
  •  конфликтность нарастает или идет на спад, 
  • игра стала спокойной и творческой или как будто образовался затор и развития нет. 

 

Также психологи знают, насколько целительно и мальчикам и девочкам научиться обходиться со сложными чувствами. Если у ребёнка непростая ситуация в жизни, то его потребность в выражении гнева проявляется примерно одинаково и у мальчиков и у девочек: кричать, бить боксерскую грушу, сражаться с драконами и злыми силами,  объявлять войну!

 

Все это в игре ценно, т.к помогает взрослым узнать ребёнка. Становится ясно, что с ним происходит,  о чем он беспокоится, что хочет понять, как предпочитает действовать и справляться с трудностями.

 

И тогда куклы в руках мальчика превращаются в членов реальной семьи и делают возможным непосредственное выражение чувства: в игре проявятся гнев, страх, соперничество между братьями и сестрами, кризисы и семейные конфликты. 

 

А машинки в руках упрямой, тревожной, застенчивой и замкнутой девочки,  наоборот, помогают скрывать чувства и играть в неопределенную игру, пока она не почувствует достаточно доверия, чтобы выбрать такие игровые средства, которые помогут ей выразить свои чувства более полно и открыто. 

 

Машина помогает девочке двигаться по комнате и исследовать ее. А еще это безопасный способ приблизиться к терапевту, узнать, «что такое терапевт», когда ребенок находится в физической близости к нему.

——

Выходит, мы должны (а может быть  даже обязаны) предоставить и мальчикам и девочкам все возможные игрушки, не разделяя их по гендерной принадлежности. 

 

Кажется, этот тезис до сих пор остаётся спорным. Интересно, а какой точки зрения  придерживаетесь вы? 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide me
Sign up below to join my eNewsletter
Show me