
У ребёнка стресс. Что делать родителям?
10 ШАГОВ ЧЕРЕЗ СТРЕСС
Что можно сделать родителям, чтобы уменьшить последствия стресса у детей. Просто знать это — мало, польза будет от действий.
Я почерпнула эти идеи из лекции Ирины Маценко «Как помочь ребёнку пережить стрессовое событие». Как водится, примеряла на себя. С некоторыми шагами соглашалась на сто процентов, с другими — на двести.
Выбрать такую длинную дорожку или какую другую — ваше несомненное право. Если захотите, пишите — обсудим.
Как помочь детям пережить стресс
1 шаг. Посмотрите на цель.
Как вы поймёте, что помогли? Игривый, спокойный и чувствующий ребёнок — это признаки психологической устойчивости.
Возможно, ваш ребёнок именно такой, а значит, все в порядке, и вам не обязательно читать дальше эту длиннющую статью, если только вы не захотите сверить свои способы достижения результата с теми, что предлагают психологи, работающие в русле теории привязанности.
2 шаг. Узнайте, что мешает пережить стресс.
Препятствие — типичная реакция на стресс:
▪️Беспокойство (все системы организма находятся в авральном режиме работы, включая систему сенсорной фильтрации, систему оповещения о тревоге, систему внимания, эндокринную систему и автономную нервную систему).
▪️Много ситуативных сильных эмоций (например, страх заразиться).
▪️Меньше чувств (например, «обычно я радуюсь, когда мы вместе играем, а сейчас боюсь заразиться», то есть вместо спокойной радости и воодушевления — ситуативный страх).
▪️Меньше игры (игривость является непозволительной роскошью).
3 шаг. Обеспечьте условия, чтобы ребёнок прожил стресс без особых последствий.
Помогите ему ИСПЫТЫВАТЬ ЧУВСТВА, которые позволяют восстанавливаться:
▪️чувство грусти при столкновении с тем, что невозможно изменить (дайте себе и ребёнку право погрустить).
▪️чувство безопасности — жизненная потребность. Оно поможет заживить душевные раны и не чувствовать себя один на один с угрозой.
▪️ чувство силы дает уверенность перед лицом невзгод и лишений. Поищите пожалуйста, что вам даёт эту уверенность. Поделитесь с ребёнком уверенностью, что вы взрослый, вы сильный, вы — для него.
Хорошая новость: эмоциональное восстановление АВТОМАТИЧЕСКИ приходит за эмоциональным спадом!
4 шаг. Попробуйте принять парадоксальную идею.
Для возвращения к психологической устойчивости ТРЕБУЮТСЯ чувства грусти и разочарования.
5 шаг. Подумайте, за что мы цепляемся, чтобы не грустить и не разочаровываться. Это наши ошибки:
▪️Сохранять привычный взгляд на вещи.
▪️Учиться «правильно» мыслить и быть позитивным.
▪️Гнаться за счастьем.
▪️Сопротивляться эмоциональному «спаду».
▪️Обучаться навыкам «психологической устойчивости».
▪️Стремиться к спокойствию и безмятежности.
6 шаг. Узнайте, почему мы ошибаемся. Это привычка
Некоторые эмоции мы привыкли принимать легко и называем их «позитивными»:
вдохновленный, благодарный, полный надежд, оптимистичный, спокойный, отзывчивый, любящий, заботливый, восхищенный, приятный, счастливый…
Другие эмоции принимать трудно, они для нас «негативные»:
критичный, огорченный, тревожный, сопротивляющийся, пессимистичный, опустошённый, унылый, разочарованный, раздражённый, разгневанный, несогласный, не принимающий, ворчливый, сердитый, грустный, ненавидящий.
7 шаг. Поймите, почему вы боитесь слёз и грусти.
▪️Слёзы могут восприниматься как признак того, что человек сдаётся или опускает руки.
▪️Слёзы часто ассоциируются с беспомощностью и сломленность.
▪️Слёзы ошибочно связывают с депрессией и отчаянием.
▪️В культурах, ценящих твёрдость, слёзы являются индикатором слабости и хрупкости.
▪️Плакать может быть небезопасно: за слёзы часто стыдят.
▪️ Те, кто защищен от своих слез, скорее всего будут набрасываться на других за их слёзы.
8 шаг. Откройте для себя один из законов практической психологии:
Для исцеления и восстановления не важно докопаться до причин стресса. Главное — сосредоточить внимание на СПОСОБНОСТИ ВОЗВРАЩАТЬСЯ к психологической устойчивости. Этому поможет ПРОЖИВАНИЕ эмоционального спада.
9 шаг. Помогите ребёнку пережить эмоциональный спад внутри ваших надежных отношений:
▪️Утешайте, когда он грустит.
▪️Поддерживайте его и будьте рядом.
▪️Говорите:
- мы справимся…
- я тебе помогу…
- всё под контролем…
- я знаю что делать…
▪️Принимайте любые его чувства.
▪️Помогайте выражать их и проговаривать.
▪️Отвечайте на любые вопросы без осуждения, восприятия их как проблемы, скептицизма, отрицания, сравнения с другими.
▪️Избегайте уговоров с помощью логики.
▪️Не давайте советов.
▪️Подавите искушение преподать урок.
▪️Не делайте ребенка ответственным за ваши чувства и реакции.
▪️Показывайте перспективу после выхода «негативных» чувств.
10 шаг. Позвольте ребёнку пережить эмоциональный спад в игре.
Истинная игра:
▪️Не работа на результат.
▪️Не взаправду.
▪️Дарит свободу самовыражения, поэтому ребёнок чувствует свободу и безопасность в игре.
Целительная сила игры:
▪️Способна смягчить психологические защиты и помочь вернуть застрявшие слёзы.
▪️Обеспечивает безопасность от последствий эмоционального проявления эмоций.
▪️Приводит эмоции в движение, что необходимо для исцеления и восстановления.
▪️Заряжает ощущением ведущей роли и могущества.
▪️Спонтанное проигрывание обеспечивает эмоциональную разрядку, избавление от напряжения и возврат нервной системы в исходное состояние.
***
Многие взрослые поступают так интуитивно. А как у вас? Поддерживаете ли вы психологическую устойчивость ребенка с помощью ваших надежных отношений и истинной игры?
У ребёнка стресс. Что делать родителям?: 1 комментарий
Помните, что у ребенка еще не сформировались способы совладания со стрессом. Он справляется с трудностями так, как может, а не так, как правильно. Ваша реакция во многом определяет, как будет реагировать на событие ребенок.