Что такое ОГА?

Что такое ОГА?

ОГА — это метод, который помогает родителям не выбирать между шлепком и криком и вместо наказания использовать навык установления необходимых ограничений. В нашей работе они называются терапевтические:

🔹Отражение

🔹Граница

🔹Альтернатива

Последовательность именно такая, как в аббревиатуре: сначала отражаем, потом обозначаем границы и только после этого предлагаем альтернативу. Почему? Рассказываю.

ОГА изобрел Г. Лэндрет, в одной из своих книг он описывает эту забавную историю из собственной родительской практики. Потом он успешно применял этот способ для решения ситуаций, связанных с неприемлемым поведением в игровой терапии.

Мой опыт подтверждает — бурные детские чувства, такие, как гнев и злость, выдерживать непросто. Лет 20 назад было нормой сказать: «Не бей!», «Не сердись!», «Хорошие мальчики не дерутся!», «Я с тобой таким не дружу!». Теперь все знают, что слышит ребёнок в таких фразах: «Ты не должен сердиться!», «Ты неправильно чувствуешь!», «Такие чувства запрещены!». В сложной эмоциональной ситуации лучшим способом помочь ребенку будет не нравоучение, а принятие и перенаправление импульса.

Когда ребенок тонет, не стоит учить его плавать

Чтобы научиться контролировать свои эмоциональные порывы, ребёнку требуется ваша помощь. Для этого попробуйте, пожалуйста, освоить технику установления ограничений – «ОГА».

Техника установления ограничений

Например, ребенок рассердился и хочет вас ударить. Вы поступаете следующим образом:

1. Отражение. Вы показываете, что понимаете его чувства, сказав: «Ты на меня сердишься»

2. Граница. Сообщаете об ограничении: «но я не для того, чтобы меня бить».

3. Альтернатива. Вы предлагаете приемлемый вариант: «Ты можешь вообразить, что кукла — это я, и побить ее».

Так ребенок получает очень ценный урок: ему позволено проявить чувства и освободиться от интенсивных эмоций. При этом малыш понимает, что недопустимы те или иные действия, способы поведения, и привыкает перенаправлять свои импульсы.

Взрослому важно увидеть принципиальную разницу: несомненно, родители должны контролировать поступки, но не следует пытаться контролировать чувства ребенка. 

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок позволял себе только «хорошие» чувства, запрещаете ему не только злиться, но даже и произносить слово «злой», то у меня для вас плохие новости. Вас ждут большие трудности в связи с гневом ребенка…

Невыраженные (подавленные) чувства проявятся позже и, как правило, с удвоенной разрушительной силой. Нет плохих и хороших чувств, поэтому рекомендую вам отказаться от тенденции к подавлению не только чувств ребенка, но и своих собственных.

Основная мысль, которую должен понять и принять ребенок, состоит в том, что в то время, как действия следует контролировать, в своих чувствах каждый абсолютно свободен.

В каких ситуациях необходимы ограничения?

В игровом кабинете ограничения как неотъемлемая часть игрового занятия накладываются на ситуации, связанные с:

— безопасностью ребенка (не причинять вред себе);

— безопасностью взрослого (не причинять вред психологу или другим участникам, если играет группа или семья);

— сохранностью материалов (не ломать игрушки);

— структурой занятия (играть в этом месте и отведенное для этого время);

— принятием ребенка со стороны психолога (не делать чего-то, из-за чего психологу трудно будет оставаться в терапевтической, принимающей позиции по отношению к ребенку). 

Последний круг ситуаций требует особой деликатности и внимания, поскольку затрагивает личные границы и порой труднообъяснимые переживания взрослых. Для одних из нас невыносимо видеть направленный в нашу сторону игрушечный пистолет, для других – видеть, как ребенок наводит невероятный беспорядок, разбрасывая игровой набор, собранный с такой любовью и вниманием, для третьих — намерение другого человека лопнуть воздушный шарик. 

Продумайте пожалуйста, какие круги ограничений есть в вашей семье. Если это важно, я приглашаю вас к изучению причин такого отношения к тем или иным игровым ситуациям, но предлагаю конструктивно решить эту конфликтную ситуацию с использованием техники ОГА.

Основная мысль, которую должен понять и принять ребенок, состоит в том, что в то время, как действия следует контролировать, в своих чувствах каждый абсолютно свободен.

Нужно ли сообщать ребенку о правилах заранее?

Во время игровых занятий границы нужны только в тот момент, когда они потребовались. Так же и дома: предупредив о правилах заранее, мы акцентируем внимание на запрете и невольно разжигаем интерес к недозволенному. Заранее провозглашенный запрет подавляет свободу самовыражения, которая необходима в игре и жизни ребёнка, как воздух.

Домашнее задание

Пожалуйста, найдите себе компанию . Один из вас – родитель, а другой ребенок. Задача «ребенка» – играть и периодически нарушать границы. Например, попытаться сломать игрушку, уйти из воображаемой игровой, замахнуться на «родителя» и т.п. Задача «родителя» – стойко устанавливать ограничения с использованием трех шагов.

Домашнее задание со звёздочкой

Опишите ситуацию, в которой, как вы думаете, вам необходимо было бы поставить ограничение. Теперь продумайте, как можно было бы отреагировать, используя ОГА.

Теперь вы сможете потренироваться в проявлении эмпатии, укрепиться в родительской компетентности и развить свою воспитательную креативность. Удачи! Если остались вопросы, напишите мне в WhatsApp +79166648083

При подготовке этой статьи я использовала материалы из книги, написанной в соавторстве с моей коллегой Аннетой Межерицкой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide me
Sign up below to join my eNewsletter
Show me